Rambler's Top100 ИСТОРИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ  
 
добавить в избранное | назад | в начало

Константиновский дворец


 


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
[1]  [2]
 

    Подойдя к Большому дворцу, обратите внимание, что он расположен на краю природной прибрежной тер расы и вытянут вдоль нее с востока на запад. Крылья постройки несколько выступают к югу, в сторону Петергофского шоссе. Южный фасад разделен на три этажа, обработан строго и сдержанно. Венчает здание небольшой, легкий бельведер. Центральная часть дворца прорезана тройной сквозной аркадой, оформленной колон нами. Обойдите дворец и взгляните на него со стороны Финского залива. Северный фасад решен чрезвычайно рельефно, дворец как в вертикальном, так и в горизонтальном разрезе представляет собой трехступенчатую композицию. Постарайтесь разобраться, за счет чего это достигнуто. Фундамент дворца был заложен в 1720 году на высоте примерно 12 метров над уровнем моря - на природной террасе. Главный объем дворца в сравнении с боковыми крыльями значительно выступает вперед, его центральная часть еще больше выдвинута и стоит на самом краю природной террасы. Этим достигнута трехступенчатость в горизонтальном разрезе.
   Теперь вспомните южный фасад - он трехэтажный, взгляните на северный - он четырехэтажный. Его цокольный дополнительный этаж представляет собой каменную галерею, ступенчато выдвинутую к заливу, причем ее высота соответствует высоте природной террасы. Галерея предназначалась для прогулок и осмотра парка. Северная ее стена прорезана пятью высокими арками, под галереей находились гроты. Галерея придает фасаду декоративность. Над ее пятью арками прорезаны в центре второго этажа три арки сквозные; они оформлены стройными колоннами, несущими на себе балкон третьего этажа. Над ним помещен фигурный фронтон, а все здание венчает бельведер.
   По пышности отделки Большой дворец напоминал резиденции европейских монархов. Обратите внимание и на то, как замечательно гармонирует эта трехступенчатая постройка с обработанной тоже тремя уступами природной террасой. Главенствуя над Финским заливом и прибрежной низиной, на которой создан парк с каналами, дворец возвышается и над долиной со стороны Петергофского шоссе - старым руслом реки Стрелки.
   Знакомясь далее с дворцово-парковыми ансамблями, раскинувшимися по Ижорской возвышенности, примечайте, как удачно использован рельеф местности. Ведь не случайно именно в этих местах возникли шедевры архитектуры мирового значения. В первом десятилетии XVIII века, когда окончательный исход Северной войны было еще трудно предугадать, петровские усадьбы были весьма скромными. Они выполняли роль сугубо практическую, служили местом остановок царя в пути. Но вот в 1709-1710 годах русские войска одержали решающие победы над врагом. Возникло стремление отметить славу русского оружия созданием великолепных "парадизов". Славяне издревле отмечали радостные события посадкой деревьев - такой же смысл вложен в идею создания парков XVIII века.
   Некоторые туристы склонны рассматривать петровские усадьбы излишне узко - лишь как царские резиденции, связанные только с личностью Петра I. Такое мнение ошибочно, и, чтобы понять это, достаточно вспомнить слова самого Петра I, обращенные к солдатам перед Полтавской битвой: "Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния нашего". После полтавской "превеликой виктории", по поводу которой Петр писал: "Ныне уже совершенно камень в основание Санкт-Питербурха положен", начинается новый период в истории Стрельны.
   26 мая 1710 года, когда судьба осажденного русскими войсками Выборга была уже предрешена, Петр I "изволил рассматривать место сада и назначить дело плотины, грота и фонтанов Петергофскому строению", а на следующий день он "в Стрелиной изволил по плану рассматривать места палатному строению, садам и прудам". С этого времени в Стрельне вблизи уже существовавшей скромной усадьбы Петра, начинает расти вели колепный дворцово-парковый ансамбль, композиционным центром которого предстояло стать Большому дворцу. Стремясь создать "парадизы" мирового значения, а также учитывая, что ранее в России ничего подобного не строилось, Петр приглашает в Россию лучших архитекторов из других стран. Осенью 1715 года во Франции были заключены договоры. Один - с королевским архитектором Жан-Батистом Леблоном (1679-1719), другой - с опытным скульптором и архитектором графом Бартоломео Карло Растрелли (отцом В. В. Растрелли). В 1718 году в Италии заключили договор с видным папским архитектором, учеником знаменитого римского зодчего Карло Фонтана-Никколо Микетти. Этим трем маститым архитекторам Петр I и поручил проектирование стрельнинского ансамбля. Б.-К. Растрелли, приехавший в Петербург ранней весной 1716 года, первым из трех архитекторов сразу же приступил к работе в Стрельне. Ввиду того что сам Петр в том году разъезжал по Польше и Германии, встретил архитектора сподвижник царя губернатор возвращенных земель А. Д. Меншиков. Он показал Растрелли облюбованную Петром местность, затем стал направлять к нему "работных людей"и все необходимое.
   3 мая 1716 года Растрелли определил наилучшее место для строительства Большого дворца и приступил к выполнению проектных чертежей и модели. В мае по его указанию начали выравнивать природную террасу, а через два месяца привезли уже более 30 тысяч деревьев для посадки. Через четыре месяца после Растрелли приехал в Россию Леблон, назначенный Петром руководителем всего строительства - "генерал-архитектором". Включившись в проектирование, он в начале 1717 года выслал Петру за границу проект дворца и парка. Тогда же выслал свой проект и Растрелли. Победителем на этом "петровском конкурсе" в части, касающейся парка, стал Леблон.
   С 1716 года начались обширные земляные работы на территории будущего Стрельнинского парка. Северный склон природной террасы, возвышающийся на 12 метров над уровнем моря, превратили в трехступенчатый. От него к заливу прорыли три широких параллельных канала и пересекли их перпендикулярно четвертым. На пересечении поперечного канала со средним насыпали остров, на котором задуман был павильон - "Замок вод". Землей, извлеченной при рытье каналов, засыпали болотистую прибрежную низину, подняв ее поверхность с таким расчетом, чтобы парк не заливало во время наводнений. По сторонам каналов проложили "набережные першпективы", вдоль которых с весны 1717 года стали высаживать подстриженные липы и клены. По проекту Ж. Леблона образованные: каналами прямоугольники делились аллеями на прямоугольники меньшего размера - боскеты. От центра каждого из десяти боскетов расходились диагонально или перпендикулярно к его сторонам дорожки, окаймленные подстриженными деревьями и кустарниками. Образованные этими взаимно пересекающимися дорожками цветники, зеленые партеры, посадки деревьев и кустарников имели разнообразную, но геометрически правильную форму-основной признак регулярного стиля. Причем дорожкам надлежало релье41но выступать над заниженными партерами "на 3 фута", а уровень воды по указанию Леблопа должен был поддерживаться вровень с аллеями. Если к этому добавить, что на трех террасах Леблон задумал создать великолепную фонтанную систему, а перед дворцом - со стороны нынешнего Петергофского шоссе-огромное полукруглой формы "водяное поле", пересеченное тремя подъездными дорогами, лучами расходящимися от центральной части дворца,- становится понятной творческая победа Леблона на "петровском конкурсе". Петр I хорошо знал лучшие образцы зарубежных парков, в том числе Версальский королевский парк. И задумал превзойти их... Замысел был грандиозным, но 27 февраля 1719 года Леблон умер. Его заменил в Стрельне Никколо Микетти.

[1]  [2]
 
 

Разработка и создание сайта JurMax © 2001